Snarkfog (snarkfog) wrote,
Snarkfog
snarkfog

Categories:

Пролив Железное дно

Есть в южной части Тихого океана, в архипелаге Соломоновых островов такое место - пролив Железное дно (Iron Bottom sound). Название как бы намекает. Это одно из самых больших кладбищ кораблей в мире. Оно относится к Второй мировой войне. В этих водах погибло несколько десятков боевых и транспортных кораблей в нескольких морских сражениях, которые включены историками в битву за Гуадалканал.

Есть старенький, и кажется единственный документальный фильм о кораблях, погибших в этой битве - это "Затерянный флот Гуадалканала" Роберта Балларда. Это тот самый дядька, который отыскал на дне знаменитый "Титаник" в 1985 году, германский линкор "Бисмарк" в 1989, авианосец "Йорктаун" в 1998, погибший в битве за Мидуэй, и сделал другие открытия. Он же исследовал и этот пролив.

Пролив Железное дно разделяет острова Гуадалканал и Флорида. Морские сражения развернулись в центре и в северо-западной части пролива, у острова Саво, и у мыса Эсперанс.
Карта пролива с отмеченными погибшими кораблями.

USS (United States Ship) - корабли ВМФ США
HMAS (His Majesty's Australian Ship) - корабли ВМФ Австралии
HMNZS (Her Majesty's New Zealand Ship) - корабли ВМФ Новой Зеландии
HIJMS (His Imperial Japanese Majesty's Ship) - корабли ВМФ Японии
Окончание Maru - японские транспортные суда

На карте отмечены не все корабли. Часть, скорее всего, до сих пор не обнаружена.

Увеличение по клику
пролив Железное дно, Iron Bottom sound

Первым кораблем, погибшим в проливе Железное, стал тяжелый крейсер "Куинси" (USS Quincy) класса "Нью Орлеан" ВМФ США. Он погиб в ходе т.н. Первого сражения у острова Саво. В этом бою, произошедшим ночью 9 августа 1942, используя внезапность, соединение 8-го японского флота вице-адмирала Микавы всего за 40 минут потопило 4 и повредило 1 крейсер Союзников без потерь в кораблях со своей стороны. Погибло 1077 человек. Это одно из самых сокрушительных поражений ВМФ США в истории.

"Куински" в 30-е годы.
пролив Железное дно, Iron Bottom sound

Крейсер перед походом к Гуадалканалу, за несколько дней до гибели. Фото сделано 3 августа 1942 года.
пролив Железное дно, Iron Bottom sound

"Куинси" в момент своей гибели, подсвеченный прожекторами японских кораблей в ночном бою у острова Саво 9 августа 1942 года. Корабль объят сильным пожаром, виден дифферент на корму.
пролив Железное дно, Iron Bottom sound

Так "Куинси" выглядит сегодня. Башня главного калибра 203-мм орудий.
пролив Железное дно, Iron Bottom sound

Ходовой мостик.
пролив Железное дно, Iron Bottom sound

127-мм зенитное орудие.
пролив Железное дно, Iron Bottom sound

28-мм счетверенные автоматические зенитные орудия "Чикагское пианино"
пролив Железное дно, Iron Bottom sound

пролив Железное дно, Iron Bottom sound

Общий вид корабля на дне. К сожалению, нормальной, не книжной версии этой картинки найти не удалось.
Как видно, у корабля полностью разрушена носовая часть и дымовые трубы, однако сохранились башни ГК, носовая надстройка с мостиком и боевой рубкой, кормовая надстройка с остатками ангара для самолета-корректировщика.

Кликабельно.

пролив Железное дно, Iron Bottom sound

Хотелось бы найти более качественный вариант этой картинки. Так как кроме отдельных фотографий и картинок из этой книги больше инфы по погибшим здесь кораблям нет, то подумываю заказать эту книгу. Она авторства Балларда, кстати, и посвящена той же экспедиции, что и фильм. Называется The Lost Ships of Guadalcanal, существует только на английском, можно купить в буржуйских интернет-магазинах.

Вот есть только кусочек этой картинки в нормальном качестве.
пролив Железное дно, Iron Bottom sound

На обложке книги тоже "Куинси", вид с носа, так что я просто оставлю это здесь.
Картинка кликабельна, ибо великовата.
пролив Железное дно, Iron Bottom sound

Следующий корабль, погибший в том же бою - крейсер флота Австралии "Канберра" (HMAS Canberra).

Раскрашенное довоенное фото корабля.
пролив Железное дно, Iron Bottom sound

Тонущая "Канберра" с креном на правый борт и пожаром после боя у острова Саво. Фото сделано с эсминца ВМФ США.
пролив Железное дно, Iron Bottom sound

Окутанная дымом тонущая "Канберра", фото с подошедшего эсминца ВМФ США.
пролив Железное дно, Iron Bottom sound

Американские эсминцы снимают экипаж с тонущего крейсера "Канберра".
пролив Железное дно, Iron Bottom sound

Глубоководных фотографий корабля найти не удалось, мало кадров и в фильме. Есть такое же изображение корабля на дне из книги Балларда. Видно еще хуже, чем "Куинси", но это все, что есть. У корабля нет всех трех труб, сорвана броневая крыша на башне ГК №2, повреждена носовая надстройка. Больше что-либо разглядеть на этой картинке трудно.

Кликабельно.
пролив Железное дно, Iron Bottom sound

Следующий пациент - американский эсминец "Монссен" (USS Monssen, на карте вверху почему-то отмечен как USS Monsse) , погибший в ходе т.н. Третьего и Четвертого сражения у острова Саво, еще известного как Битвы в пятницу, 13-го

Вот так выглядел этот корабль при жизни.
пролив Железное дно, Iron Bottom sound

А так он выглядит сейчас. Хвала богам, наконец-то нормальная картинка. Вроде все из той же книги Балларда.
У корабля напрочь отсутствует все, кроме орудийных башен. Все эти картинки сделаны на основе подводных фотографий.
пролив Железное дно, Iron Bottom sound

В том же "бою в пятницу, 13-го" погиб и японский линейный корабль "Киришима" (HIJMS Kirishima).
Так он выглядел когда-то (кликабельно).
пролив Железное дно, Iron Bottom sound

И как он выглядит сейчас.
Вот как описана его гибель:
В «Кирисима» попало 9 406-мм и около 40 127-мм снарядов, корабль потерял управление, были разрушены две башни главного калибра, начались сильные пожары. Утром 15 ноября 1942 года командир приказал оставить корабль, который затонул в 5 милях от острова Саво. Погибло 1125 человек, спаслось около 300.
пролив Железное дно, Iron Bottom sound

Следующий корабль - USS De Haven, американский эсминец класса "Флетчер". Потоплен японской авиацией в проливе Железное дно, в 2 милях от острова Саво, 1 февраля 1943 года. 167 человек погибли, 38 спаслись.
пролив Железное дно, Iron Bottom sound

Так выглядит он сегодня.
пролив Железное дно, Iron Bottom sound

Левый гребной винт.
пролив Железное дно, Iron Bottom sound

127-мм орудие 5"/38 Mark 12 в орудийной башне Mk30
пролив Железное дно, Iron Bottom sound

Рисунок, показывающий состояние корабля на дне.
пролив Железное дно, Iron Bottom sound

И последний корабль, о котором пойдет речь - легкий крейсер "Атланта" (USS Atlanta). Вышеописанные корабли затонули на большой глубине, их исследование без глубоководной техники невозможно, а "Атланта" затонула на меньшей глубине, потоэтому она доступна для погружений некоторых дайверов.

пролив Железное дно, Iron Bottom sound

пролив Железное дно, Iron Bottom sound

28-мм зенитная установка "Чикагское пианино".
пролив Железное дно, Iron Bottom sound

Корабль лежит на глубине 130 метров, для погружения человека на такую глубину требуются физическая данные, большой опыт и особое снаряжение, поэтому далеко не все дайверы могут его посетить.
пролив Железное дно, Iron Bottom sound

Гребной винт.
пролив Железное дно, Iron Bottom sound

Корабли, погибшие у острова Саво, и их положение на дне. Картинка из той же книги Балларда.

  • 1-HIJMS Kirishima

  • 2-USS Quincy

  • 3-HIJMS Ayanami

  • 4-USS DeHaven

  • 5-HIJMS Yudachi

  • 6-USS Laffey

  • 7-HMAS Canberra

  • 8-USS Northampton

  • 9-USS Cushing

  • 10-USS Barton

  • 11-USS Monssen

  • 12-USS Atlanta

пролив Железное дно, Iron Bottom sound
В конце вот такой классный ролик о погибших в проливе Айрон Боттом кораблях. Баллард обследовал лишь несколько из них. Похоже, больше экспедиций к затерянному флоту Гуадалканала никто не предпринимал. Все эти корабли лежат в вечной темноте и ждут своего исследователя...

Погибшим американским, австралийским и японским морякам посвящается.
Война зло.




Tags: история, погибшие корабли
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments